Редизайн
Сейчас оформление сайта замечательное, а через год (или уже даже через пару месяцев) оно может стать нелепым и немодным. В статье мы рассмотрим причины и проблемы при редизайне сайта.
Зачем нужен
Основная задача при редизайне — сохранить информацию, при этом внеся новое видение. Даже при незначительных изменениях, если они сделаны грамотно, результат может быть положительным: сохранится узнаваемость сайта, повысится привлекательность.
Редизайн сайта предполагает:
- Изменение логотипа, фирменного стиля;
- Изменение цветов, шрифта;
- Создание нового оформления, концепции подачи информации;
- Изменение структуры сайта;
- Изменение содержания (контента).
Почему необходимо менять дизайн сайта?
Редизайн проводят тогда, когда понимают, что текущий сайт с его видом устарел, появились новые технологии и мода. Да-да, в дизайне есть тоже понятие «модно». Многие эксперты сходятся на том, что редизайн необходимо проводить каждые2-3года для обычных проектов (малофункциональные сайты).
Причины редизайна:
Выход компании на новый уровень
Новый рынок, изменение статуса и масштаба деятельности, слияние или поглощение — одна из распространенных причин для редизайна.
Обновление бренда
Любой фирменный стиль со временем нуждается в обновлении. Некоторые компании это понимают, и идут в ногу со временем.
Если необходимость редизайна очевидна, важно учесть:
Конкурентную среду
Как выглядит логотип, сайт вообще у ваших прямых конкурентов, западных аналогов.
Тенденции
Какие тенденции существуют на текущий момент в дизайне (в соответствии с тем, что нужно изменить — сайт, логотип,etc)
Помимо интерфейса, за время работы сайта накапливается информация о функциональной составляющей. И, возможно, помимо редизайна требуется доработать сайт под нужды пользователей, а возможно и переработать в соответствии с новым позиционированием и аудиторией.
Пример сайта, где редизайн не поможет, нужно переделывать весь сайт (рис.1 — сайт поставщика кофейного оборудования).
Чего боятся пользователи
Какие проблемы возникают у посетителей ваших сайтов?
Синдром утенка
Одна из известных психологических привычек, выражающаяся в том, что обычно пользователи привязываются к первому, уже изученному интерфейсу (дизайну), и при последующем просмотре нового дизайна, начинают весьма гневно отзываться. Просят вернуть старый дизайн и пр.
С одной стороны, новый дизайн действительно может быть хуже. С другой — может сработать синдром утенка; новое обязательно будет непривычным и поначалу неудобным для пользователя. Более точные данные по использованию сайта с новым дизайном следует получать через пару недель после активного использования сайта вашими пользователями.
Старая версия
Зачастую пользователям после редизайна сложно найти ту информацию или услугу, которую они получали раньше. Оставляйте возможность выбора: обычно это делается в виде ссылки «старая версия сайта». Предупреждайте, когда произойдет полный переход сайта на новую версию.
Как делать
Важные особенности при проведении редизайна:
1. Проводите редизайн для достижения какой-либо цели
Редизайн ради редизайна мало когда может привести к чему-то хорошему. Поймите, зачем вам изменять вид сайта.
2. Замена страниц
Смена расширения файлов: вы внедряете систему управления контентом (CMS), чтобы легче вносить изменения на сайт. Это приводит к смене расширения файлов на странице. Прошлые страницы могли хорошо ранжироваться в результатах поиска, а теперь их заменяют на новые. Может потеряться трафик. Решение: возможность дать поисковикам знать, что ваши старые страницы заменены на новые. Это называется постоянным редиректом.
3. Изменения в структуре файлов
Переработка структуры файлов похожа на изменение расширения файла. Страницы, которые хорошо ранжировались, теперь находятся на другом месте. Результатом будет ошибка 404, если кто-то кликнет на ссылку в поисковике. Решение — установка редиректа.
4. Ребрендинг и смена доменного имени
При смене доменного имени обычно запускается новый сайт, при этом параллельно работает старый. При дублировании контента поисковики будут расценивать это как случай спама доменов. Решение — также редирект.
5. Внутренняя навигация сайта
Навигация на основе JavaScript или Flash, переход от текстовой навигации к графике — это может создать проблему для индексирования контента в поисковиках. Решение — сохраните подробную карту сайта, содержащую текстовые ссылки на все основные разделы сайта.
6. Система управления контентом
При выборе CMS, на которую вы будете переводить ваш сайт, проверяйте систему на дружественность в отношении поисковиков.
7. Аккуратно меняйте контент
Потеря высоких позиций, появление дублей — возможные проблемы.
Замена текста может производиться без оптимизации по ключевым словам. Как правило, это удаление старых текстов и добавление новых. Этот способ замены может потребоваться в случае, если изменился ассортимент продаваемых товаров или предоставляемых услуг.
Замена текста с оптимизацией по ключевым словам и словосочетанием проводится для последующего продвижения сайта в поисковых системах. Этот вид работ значительно сложнее: требует тщательной проработки текста. Также потребуется внесение изменений в код сайта.
Выводы
Не существует как такового требования к дизайну, это дань моде и возможность расположить к вашему ресурсу посетителей сайта за счет приятного и грамотного оформления. Важно при всех изменениях оставить удобство навигации и функциональные возможности.
Истории из жизни
При редизайне крупного банковского сайта было решено пересмотреть структуру, поскольку изменилось позиционирование. К тому же текущий дизайн был уже устаревшим, несмотря на то, что ему было всего год-полтора. Проект был переработан, и статистика, и отзывы пользователей показали, что сайт изменился в лучшую сторону.
При изменении вида и некоторой функциональности почты Google, многие пользователи не хотели переключаться самостоятельно на новый вид, мотивируя это неудобством нововведений. Оказалось, новый интерфейс может быть ближе к прошлому при выборе «Интерфейс почты — компактный», но разработчики не сочли нужным показать эту возможность пользователю. В итоге — сложности при переходе на новый интерфейс.
Интервью с Дмитрием Симоновым, техническим директором Setup.ru |
Расскажи, пожалуйста, о себе и своей команде.
Начну с себя. Несколько лет назад я переехал из Ростова в Москву, уверенный в том, что я «крутой» веб-разработчик. И тут — облом: если в Ростове я был чуть ли не техническим директором компании, то в Москве мне пришлось начинать работать практически со стажерской должности в хостинг-провайдере «Мастерхост». Там мне пришлось понять, что такое стадия разработки, написание кода и его тестирование. Когда я работал в Ростове, всего этого я, естественно, не знал и только в Москве, начал разбираться в профессиональной деятельности под руководством умных «зубров». Поэтому «Мастерхост» стал для меня настоящей школой жизни.
Затем я ушел в Рамблер и там познакомился с самыми лучшими своими друзьями, самыми серьезными «мозгами» рунета. Вся разработка для меня поделилась на так называемый визуальный интерфейс (это то, что мы видим на экране) и невизуальный процессинг. Если визуальное — это светлая сторона жизни, то невизуальное — это невидимые процессы, сложные, тяжелые вычисления. Рамблер стал именно тем местом, где я понял, что такое настоящая разработка, это мои первые университеты, где я впервые стал работать со сложными технологиями и с интересными задачами.
После Рамблера был Яндекс, в котором я научился совершенно новым вещам в плане общения с людьми. Пришло понимание, что руководитель — это не тот, кто командует, а тот, кто умеет разговаривать и договариваться с людьми. В профессиональном плане, разумеется, я тоже вырос. Яндекс — большая компания, где много людей, событий, активная жизнь, это заповедник профессионализма, открытости и улыбок: этот опыт приносит свои плоды и сегодня.
Давай вернемся к вопросу о твоей нынешней команде.
Моя команда «рассеяна» по стране. У нас один сотрудник в Таиланде, другой — в Питере, третий — под Брестом и т.д. Приходится постоянно быть в движении и искать таланты по всей стране (и за ее пределами), мы находим их в самых неожиданных местах. Сегодня со мной постоянно сотрудничают 12 человек, при этом на работу принимаются исключительно «отличники»: не хорошисты, не троечники, не двоечники, а исключительно отличники. Это наш «железный» принцип — если набрать, скажем, не отличников, а хорошистов, то они могут выполнить задачине на строгую пятерку, а на четверку с минусом, например, или даже на тройку с плюсом. А мы решили работать всегда с повышенной степенью качества, и никакие компромиссы не приемлемы.
Сколько человек занимаются поддержкой Setup?
Фактически Setup поддерживают сейчас 2 команды: разработчики конструктора (это компания «Онтико») и непосредственно моя команда, которая, собственно, принимает все работы и развивает систему. Со стороны компании-разработчика привлечено три основных сотрудника: два программиста и один клиентский разработчик, или «клиент-сайт разработка», как это сейчас называется. С нашей стороны работает команда из четырех программистов, дизайнера и верстальщика. Также у нас есть специалисты саппорта, которые общаются непосредственно с клиентами, помогают им разобраться в пользовании системой. В ней регистрируются много новичков, собственно, сервис и предназначен для тех людей, которые понятия не имеют, как создавать сайты, поэтому у них всегда возникает много вопросов.
Какие технологии использовались при разработке Setup? Применялись ли в создании сервиса новые, уникальные решения?
К проектированию и разработке Setup приложили руку многие «гуру» рунета. В вопросе архитектуры мы консультировались с серьезными специалистами, чтобы сервис мог выдерживать нагрузку до миллиона одновременно работающих сайтов. Мы используем для этого классический генератор сайтов, но при этом сам по себе редактор сайтов — это высокотехнологичное решение, которое при разработке отняло порядка 85% всех усилий. Такого решения нет ни у кого, и будет очень нескоро. После того как сайты уже сгенерированы, к ним подключаютсяспециальные сервисы«Динамики», которые отвечают за то, чтобы на ресурсе работали формы обратной связи, голосования, анкеты, заявки на заказ товара, статистика. Это целое платформенное решение, на базе которого скоро появятся фичи — интернет-магазин, интеграция с 1С, тренд-магазин на базе обычных экселевских таблиц и т. д. Пользователи уже в скором времени будут иметь полноценное CRM-решение, которое позволит управлять интернет-магазином.
На базе той же «Динамики» будет построен механизм, аналогичный Яндекс.Метрике, который даст возможность и строить карты кликов по сайту, и наблюдать в реал-тайме, что пользователи делают на сайте, и одновременно общаться с ними. Владельцы сайтов смогут разговаривать с посетителями «голосом», в режиме чата, обмениваться идеями, консультировать, какие товары лучше подобрать и т.д.
При создании сервиса мы ориентируемся на клиентов с минимальным знанием веб-разработки, например, на владельцев шиномонтажа. Их уровня достаточно, чтобы работать с нашей системой. Всю самую сложную часть мы «спрятали» и оставили себе. Для пользователя все должно быть очень просто и понятно.
Мы уже затрагивали тему твоего опыта работы в Яндексе, помогает ли он в решении текущих задач?
Конечно. Мне приходится очень много общаться, выстраивать отношения внутри команды, связывать людей, которые привыкли работать в одиночку. Чтобы получить то качество, которое требует Setup.ru, мне приходится моих «отличников» знакомить друг с другом, строить работу так, чтобы они постоянно общались между собой. Для этого мы используем гибкие методологии управления Agile, которые в переводе на удаленные команды приходится перестраивать практически с нуля.
Способна ли система выдержать огромное количество клиентов и посетителей их сайтов, и не боишься ли ты DDoS-атак, хакеров?
DDoS-атак и хакеров боятся все, это нормально, но мы подготовлены к опасностям лучше, чем многие другие сервисы. Кроме того, система спроектирована таким образом, что способна сопротивляться многим нагрузкам. В случае если к нам придет какая-нибудь ужасная «стихия», мы знаем, как будет себя вести сервис. Кроме того, мы построили собственную «пушку», чтобы проверять систему на нагрузки, мы ее мы называем К-50, «Черная акула». Подобный механизм сейчас есть только у Яндекса.
С какими сложностями столкнулся ты и твои ребята при создании сервиса?
Самая большая сложность заключается в том, что все, что мы делаем — это совершенно новые задачи. В нас многие не верят. На сайт приходят пользователи и спрашивают: «У вас на самом деле бесплатное создание сайтов, бесплатная выдача доменов?» Все удивляются: «Как это, почему? Такого не может быть». И с таким недоверием сталкиваемся на каждом шагу. Например, мы приходим к регистраторам, у которых приобретаем домены, чтобы их впоследствии дарить, а они не верят в гарантируемые нами объемы. Мы неделями показываем выкуп доменов,мы аккуратны в своихплатежах, ответственны в своих обязательствах по программной части. Спустя время, мало-помалу, мы справляемся с недоверием. Нам начинают верить, к нам обращаются различные компании и партнеры. Самая большая сложность нашего сервиса — справиться с изначальным недоверием. Но у нас все по-честному, и постепенно клиенты в этом убедятся.
|
|